IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

Фотогалерея
Фотогалерея
Дневники
Дневники
Поиск
Поиск
Помощь
Помощь
Пользователи
Участники
Библиотека
Библиотека
Правила
Правила

> 

Леди и джентльмены – гости нашего Клуба. Вы находитесь в самом «горячем» разделе Клуба! Здесь играют интеллектуальными мышцами, бьются словесами до хрипоты и нокаутируют аргументами. Невыдержанных и слабонервных, просим срочно покинуть данный раздел. Атлетических зал – место для сильных.

ОтветитьСоздать новую темуСоздать новое голосование

Древовидный · [ Стандартный ] · Линейный

> Рыцари Против Исторической Науки, из серии "Исторический Ринг"

Беовульф
post Sep 16 2011, 14:59
Сообщение #1


Изгнанный за Правду
Group Icon
Профиль
Группа: Граф
Сообщений: 2,924
Регистрация: 25-01-2011
Из: Одесса
Пользователь №: 112,713

Пол: мужской
Сообщества: Kлуб "Джентльмен"
>Фото Дневник







Итак, правила "Ринга" устанавливаем "по ходу".

Первоначальные предупреждения, как арбитра:
Все утверждения подкрепляются ссылками. Не подкрепленное утверждение, таковым не является и не рассматривается.
Новейшие утверждения (на которых ссылок нет), подкрепляются собственной, соответствующей аргументацией.

Составы команд формируются, также, "по ходу", в зависимости от защищаемых участником постулатов. Если тема разделится, то для новых "ответвлений" открою новую площадку.

Об окончании прений и времени вынесения вердикта "арбитража", капитаны команд подают заявку прямо в теме. Если, вердикта потребовала только одна сторона, то Арбитр ждет сутки (24 часа) ответа другой стороны, либо-же, новых данных/доказательств/и пр.

После заявки на вынесение вердикта, сторонам (капитанам) предоставляется возможность кратко резюмировать вышесказанное по пунктам. После этого, выносится вердикт.

Решение Арбитра можно обжаловать в Апелляционном Арбитраже. Апелляционный Арбитраж проходит в той-же теме (дабы не повторять доказательства и аргументы), но с другим составом арбитров, которых должно быть не менее трех.

Состав Апелляционного Арбитража устанавливается капитанами, по согласованию сторон.


Первоначальные предупреждения, как модератора:
Обращение участников ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО "на Вы". Обращение "на ты" допускаеться ТОЛЬКО с обоюдного согласия. Если один участник обращается "на Вы", а другой "тыкает", то посты "тыкальщика" буду просто тупо удалять. Вне зависимости от содержания поста. И жалуйтесь потом, хоть Папе Римскому.

В споре допускается легкий флейм, чуть-чуть флуда (для "разрядки" обстановки), а так-же, завуалированные ирония и скептицизм - благо оба капитана владеют этими приемами в совершенстве. Допущу даже "стеб", НО очень-очень завуалированный.

Арбитраж осуществляется "по футбольному" - устное предупреждение, последнее предупреждение, желтая, красная - все последующие посты "удаленного" просто будут удалятся до особого решения.

Все изменения в правилах буду озвучивать здесь, с уведомлением прямо в теме.

Поехали...


Первый докладчик Александр Кас.

Сообщение отредактировал Беовульф - Sep 21 2011, 10:39


--------------------
Ща разберемся...
Пользователь offline Отправить личное сообщение
Вернуться к началу страницы
Цитировать сообщение
Александр Кас
post Sep 19 2011, 11:33
Сообщение #2



Group Icon
Профиль
Группа: Горожане
Сообщений: 3,761
Регистрация: 27-04-2010
Пользователь №: 62,006
Награды: 1
Пол: не скажу
Сообщества: не состоит
>Фото Дневник







Как про нас писано flowers.gif :

"Сpедь оплывших свечей и вечеpних молитв,
Сpедь военных тpофеев и миpных костpов,
Жили книжные дети, не знавшие битв,
Изнывая от мелких своих катастpоф.

Детям вечно досаден их возpаст и быт
И дpались мы до ссадин, до смеpтных обид
Hо одежды латали нам матеpи в сpок,
Мы же книги глотали, пьянея от стpок."


Герольд, труби начало турнира!


Я, благородный рыцарь Александр Кас, бросаю вызов лживым историкам и их подпевалам....


Тезис:

Согласно исторической науке, в 1702 году от Белого моря до Онежского озера Петром I была построена Государева дорога. По ней Петр перебросил морские фрегаты с Белого моря под Орешек. Следом, якобы, состоялся победоносный штурм шведской крепости, ознаменовавший выход России в Балтийское море.

Я утверждаю, что это ложь:

Петр не мог построить Государеву дорогу и перебросить по ней фрегаты, ибо это не возможно технически. История "прорубания окна" в Европу есть исторический подлог.



Я буду биться острым оружием, пока не намотаю кишки поганых лжеисториков на свою пику. Кто хочет растаться с кишками, выходи на бой snoozer_11.gif

Пользователь offline Отправить личное сообщение
Вернуться к началу страницы
Цитировать сообщение
Александр Кас
post Sep 19 2011, 12:00
Сообщение #3



Group Icon
Профиль
Группа: Горожане
Сообщений: 3,761
Регистрация: 27-04-2010
Пользователь №: 62,006
Награды: 1
Пол: не скажу
Сообщества: не состоит
>Фото Дневник







Отборные силы подтягиваются:

Цитата
Пользователей: 2 — Xen, Акимов В.В.


Никак не рашатся, кому первому на смертный бой выезжать. Первый рыцарь, объективно, намного сильнее второго. Эээх, тяжелая битва предстоит... Но за правое дело не стррашно сразиться!

Герольд, трубани ещё разочек, чтобы рыцари напротив побыстрее сменили памперсы и решились все-таки выйти на поединок. horse.gif
Пользователь offline Отправить личное сообщение
Вернуться к началу страницы
Цитировать сообщение
Акимов В.В.
post Sep 19 2011, 12:10
Сообщение #4



Group Icon
Профиль
Группа: Граф
Сообщений: 13,898
Регистрация: 17-04-2010
Пользователь №: 61,232

Пол: мужской
Сообщества: Преподаватели
>Фото Дневник







Цитата(Александр Кас @ Sep 19 2011, 12:33)
Петр не мог построить Государеву дорогу и перебросить по ней фрегаты, ибо это не возможно технически. История "прорубания окна" в Европу есть исторический подлог.
*


Приведите технические аргументы невозможности такого строительства.

Предположительная карта дороги:

опубликованное пользователем изображение

Для сравнения - трасса Беломорско-Балтийского канала, построенного заключенными.
опубликованное пользователем изображение

Единовременная численность задействованных в работах - 100-120 тыс. чел. Канал в основном выстроен в 1931-33 г. за 1 год и 9 месяцев.

Подробная справка о строительстве "Осударевой дороги:

http://www.topaz-tur.ru/osudareva-doroga.html


--------------------
Истина существует, и целью науки является ее поиск.
Пользователь offline Отправить личное сообщение
Вернуться к началу страницы
Цитировать сообщение
Xen
post Sep 19 2011, 12:15
Сообщение #5


Я здесь и не здесь
Group Icon
Профиль
Группа: Граф
Сообщений: 4,401
Регистрация: 12-03-2008
Пользователь №: 6,617

Пол: мужской
Сообщества: не состоит
>Фото Дневник







Цитата(Александр Кас @ Sep 19 2011, 12:33)
Я утверждаю, что это ложь:

Петр не мог построить Государеву дорогу и перебросить по ней фрегаты, ибо это не возможно технически.
*


Я утверждаю, что это ложное, голословное и не стоящее рассмотрения утверждение.

Олонецкий летописец, 1702:
Его Величество от Нюхоцкой пристани в скорости отпустил все корабли к городу Архангельску, а сам предприял путешествие до Повенецкой пристани лесами, мхами и болотами, расстоянием от Нюхоцкой 160 верст, где деланы были мосты Соловецкого монастыря крестьянами из Семского острога и Кемского городка, которые и с лошадьми продолжали ту работу до зимы. По сей сделанной ими дороге протянуты людьми две яхты до Половецкой пристани, от которой Его величество озером Онегою на судах поплыл в пределы Великого Новаграда, и пришел под град Орешков, что именуется ныне Шлиссельбург.


--------------------
Any sufficiently advanced incompetence is indistinguishable from malice
Пользователь offline Отправить личное сообщение
Вернуться к началу страницы
Цитировать сообщение
Александр Кас
post Sep 19 2011, 12:23
Сообщение #6



Group Icon
Профиль
Группа: Горожане
Сообщений: 3,761
Регистрация: 27-04-2010
Пользователь №: 62,006
Награды: 1
Пол: не скажу
Сообщества: не состоит
>Фото Дневник







Цитата(Акимов В.В. @ Sep 19 2011, 13:10)
Приведите технические аргументы невозможности такого строительства.
*



Про Государеву дорогу документы первой половины 18-ого века хранят странное молчание. Не считая смутных намеков в бомбардирском «Юрнале», который многие историки 19 века считали несерьезными позднейшими компиляциями. Впервые «Осудареву дорогу» упоминает «Соловецкий летописец», причем через 90 лет после описываемых событий! Анонимный автор окончил свое повествование на 1796 году, следовательно, и окончание списка надо относить не ранее этого срока. Однако считается, что первый неполный список Соловецкого летописца был издан А.К. Бороздиным в 1790 году. В любом случае, первые документальные свидетельства про Государеву дорогу появляются на свет в самом конце 18-ого века, как раз во время создания окончательной версии русской истории под руководством Шлёцера. Почитаем документ, в котором описываются события августа 1702 года: «Но в тот день итти не соизволил, но в 16 день, в неделю, благоволил итти рано, за полчаса до дни подняв парусы; даде г[о]с[по]дь благополучен ветр, и к вечеру приидоша к пристани к соловецкому усолью Нюхче… И от той Нюхоцкой пристани он, великий г[осу]д[а]рь, отпустил корабли к Архангельскому городу, а сам изволил шествовать к Повенецкой пристани лесами, мхами и болотами, растоянием от Нюхоцкой пристани сто шездесят верст. Где принуждены мосты были делать, и для той работы были Соловецкаго м[о]н[а]стыря крестьяне Сумскаго острога и Кемскаго городка, все с лошадми, и обреталися у той работы до зимы. Лошади были под фурманами, а люди тянули две яхте на себе до Повенецкой пристани. А с пристани на судах езером Онегом в пределы великаго Нова града, и оттуда прииде с воинством своим на град Орешок, что н[ы]не преименован Шлюшенбург. И б[о]жиею помощию, а его, великаго г[осу]д[а]ря, сщастием град той взят и победа преславная даровася на шведов» (Соловецкий летописец по списку хранящемуся в Национальной библиотеке республики Карелия).

Согласно документу, Петр I отплыл от Соловков 16 августа 1702 года и 17-ого августа достиг Нюхчи, что на западном берегу Белого моря. Далее он начал строить свою знаменитую дорогу, по которой и переправил до Онежского озера две морские яхты. Параллельно приходится возводить мосты и гати. Куда деваться – кругом непроходимые болота и многочисленные речки. При этом замечается, что корабли тянули люди. Все верно - лошади по деревянным гатям не пройдут – тут же поскользнутся и поломают копыта. Тянуть эти безумные волоки местным крестьянам пришлось до Онежского озера 160 верст, что составляет 260 км!

Как вы думаете, за какой срок фрегаты были доставлены до Онежского озера? Вы не поверите, за восемь дней! В архивах Петра I сохранились два письма польскому королю Августу II. Первое датировано 17-ым августа 1702 года из Нюхчи, а второе 26-ым августа 1702 года из Повенецкой пристани, уже на Онежском озере. Петр на фрегатах промчался по непроходимой тайге со скоростью парохода – 45 км в сутки!!! Перед глазами всплывают сказочные картины с летучими кораблями и дорогой самобранкой. И мы бы поверили в эту милую сказку – великим море по колено, и болото не преграда. Но как тогда быть с информацией Соловецкого летописца, согласно которой работы по созданию дороги шли «до зимы». Получается, Петр по воздуху долетел на фрегатах до Онежского озера, быстро доплыл до Орешка, в сентябре начал штурм, а в конце года вернулся достраивать Государеву дорогу по карельской тайге? Один невероятный парадокс следует за другим, свиваясь в нескончаемую вереницу абсурдов и нелепиц.

Миф о Государевой дороге до сих пор привлекает к себе любознательных людей. В 2003 году экспедиция телепрограммы «Искатели» отправилась в поисках этой дороги в район Нюхчи. Как оказалось, никто из местных жителей никогда этой дороги не видел, и относятся к самой возможности существования Государевой дороги весьма скептически. Местность предполагаемого прохождения представляет собой бескрайние болота и непроходимую тайгу. Для волока такого массивного предмета, как морской фрегат, необходима гать как минимум в три наката. Местные дровосеки прикинули, и сообщили, что для создания одного километра подобной гати за двадцать дней потребуется как минимум 500 человек. За 20 дней - 1 км! Для прокладки всей дороги потребуется не менее 250 000 человек! При этом они должны иметь при себе бензопилы и современные лесоперевозочные машины.
А Петр проложил 260 км за восемь дней!!! С одними топорами! Это ненаучная фантастика. При этом местные лесорубы с удивлением заметили, что деревни в округе настолько безлюдны, что собрать даже сотню здоровых мужиков не представляется возможным. И так было всегда – на суровых берегах Белого моря многолюдно никогда не было. Согласно Соловецкого летописца, дорогу строили спешно собранные крестьяне Сумского острога, Кемского городка и Соловецкого монастыря. А сколько человек можно собрать с этих мест? Ну тысячу, ну полторы – не больше. Неудивительно, что через сто лет после Петра, император Александр I не смог восстановить «Осудареву дорогу». Именно из-за отсутствия рабочих рук в этом районе.

Пролазав по трясинам вокруг Нюхчи, экспедиция телепрограммы «Искатели» пришла к заключению, что проложить Государеву дорогу и провезти по ней фрегаты не реально при всех ТИ-допусках. ЭТО НЕ ВОЗМОЖНО ФИЗИЧЕСКИ.
Пользователь offline Отправить личное сообщение
Вернуться к началу страницы
Цитировать сообщение
Artur1984
post Sep 19 2011, 13:56
Сообщение #7



Group Icon
Профиль
Группа: Горожане
Сообщений: 2,512
Регистрация: 4-10-2010
Пользователь №: 75,431

Пол: мужской
>Фото Дневник







Цитата(Александр Кас @ Sep 19 2011, 11:33)
Я, благородный рыцарь Александр Кас, бросаю вызов лживым историкам и их подпевалам.... Я буду биться острым оружием, пока не намотаю кишки поганых лжеисториков на свою пику... при всех ТИ-допусках...
*


Кажется, тут предполагалось не опускаться до прямых оскорблений и штампов? Впрочем, Кас бросил вызов непонятно кому - лживых историков тут нет, лжеисториков на этом Форуме тоже не водится... ТИ тоже никогда не существовало. О чем он вообще?

Цитата(Xen @ Sep 19 2011, 12:15)
По сей сделанной ими дороге протянуты людьми две яхты до Половецкой пристани...
*


2 яхты? Ловим Каса на прямой лжи и подлоге - выше у него были фрегаты. Которые превратились в яхты. Т.е. суда заведомо небольшого водоизмещения.

Цитата(Александр Кас @ Sep 19 2011, 12:23)
Как вы думаете, за какой срок фрегаты... Петр на фрегатах...
Петр по воздуху долетел на фрегатах...
и провезти по ней фрегаты ...
*


ЯХТЫ. О фрегатах ни слова не сказано.

Цитата(Александр Кас @ Sep 19 2011, 12:23)
на свет в самом конце 18-ого века, как раз во время создания окончательной версии русской истории под руководством Шлёцера
*


Такой версии никогда не существовало. Шлецер ее никогда не создавал. Более того, в России ему старетельно не давали издваться. В 18 веке были изданы такие "иностранные фальсификаторы", как Ломоносов, Щербатов и Татищев.

Итак, это были не фрегаты, а яхты. Это были "Святой Дух" и "Курьер". Т.е. Кас старетельно рисует не то, что было на самом деле.
Подробнее по теме - вечером.
Пользователь offline Отправить личное сообщение
Вернуться к началу страницы
Цитировать сообщение
Акимов В.В.
post Sep 19 2011, 14:02
Сообщение #8



Group Icon
Профиль
Группа: Граф
Сообщений: 13,898
Регистрация: 17-04-2010
Пользователь №: 61,232

Пол: мужской
Сообщества: Преподаватели
>Фото Дневник







Цитата(Александр Кас @ Sep 19 2011, 13:23)
Про Государеву дорогу документы первой половины 18-ого века хранят странное молчание.
*


Огласите их общий список, пожалуйста.
Цитата(Александр Кас @ Sep 19 2011, 13:23)
В архивах Петра I сохранились два письма польскому королю Августу II. Первое датировано 17-ым августа 1702 года из Нюхчи, а второе 26-ым августа 1702 года из Повенецкой пристани, уже на Онежском озере. Петр на фрегатах промчался по непроходимой тайге со скоростью парохода – 45 км в сутки!!!
*


Петру обязательно было сидеть именно на фрегате, который тащат волоком? Другим образом он до Повенца никак не мог добраться?
Цитата(Александр Кас @ Sep 19 2011, 13:23)
В 2003 году экспедиция телепрограммы «Искатели» отправилась в поисках этой дороги в район Нюхчи. Как оказалось, никто из местных жителей никогда этой дороги не видел, и относятся к самой возможности существования Государевой дороги весьма скептически.
*


Фрагмент гати в районе реки Нюхча найден.

http://www.all-karelia.ru/articles/article_10455.html
Цитата
Итак, выводы, к которым пришли исследователи по окончании экспедиции, следующие. Путь от Нюхчи до Повенца, а также гать, судя по всему, существовали. На сегодняшний день удалось найти только отдельные фрагменты дороги и некоторые детали, подтверждающие ее реальность. Например, в районе Щепотевой горы, в низинном болоте, был обнаружен фрагмент волока - полусгнившие бревна, уложенные поперечным способом. В этом же месте исследователи нашли странную каменную конструкцию, которая напоминала придорожный столб. Один камень большого размера укреплен по бокам несколькими более мелкими. Возможно, это строение было создано при проведении первоначальной разведки для ориентира на местности. Кроме того, в районе деревни Коросозеро хорошо сохранились деревянные поперечные конструкции. Что это как не фрагмент петровской гати? По пути предполагаемой Осударевой дороги участникам экспедиции удалось зафиксировать несколько хорошо сохранившихся рукотворных просек, явно древнего происхождения. Дело в том, что эти просеки сохранились среди вековых деревьев, в тех местах, где нет мелколесья. Например, одну такую просеку обнаружили на подступах к болоту Пихкамох и еще одну около местечка Миленские горы. В этом же месте исследователям повстречались крупные валуны, которые будто специально откатили в сторону при прокладке дороги. До сих пор они лежат как бы на обочине, и это позволяет предполагать, что здесь проходил один из участков Осударевой дороги.

То, что гать не сохранилась на протяженных участках, можно объяснить изменением рельефа местности из-за значительной вырубки леса и строительства Беломорско-Балтийского канала в 30-х годах прошлого века. Точный маршрут Осударевой дороги от начала до конца неизвестен. Факт марш-броска по ней двух полков лейб-гвардии вроде бы подтверждается. Но вот волок двух фрегатов - скорее легенда, нежели исторический факт.

При всех своих загадках Осударева дорога, вероятно, действительно проходила через карельские леса. Может быть, со временем исследователи ответят на вопрос, в каком количестве войска прошли к Онежскому озеру и были ли фрегаты, о которых говорят народные предания.


http://www.itogi.ru/archive/2004/43/77353.html

Покойный отец, строивший Беломорканал, рассказывал, что от Повенца до Выга заключенные на гатях волоком протаскивали катера за несколько дней.


--------------------
Истина существует, и целью науки является ее поиск.
Пользователь offline Отправить личное сообщение
Вернуться к началу страницы
Цитировать сообщение
Акимов В.В.
post Sep 19 2011, 14:16
Сообщение #9



Group Icon
Профиль
Группа: Граф
Сообщений: 13,898
Регистрация: 17-04-2010
Пользователь №: 61,232

Пол: мужской
Сообщества: Преподаватели
>Фото Дневник







Репортажи о современных путешествиях-экспедициях по Осударевой дороге:

http://www.roadplanet.ru/home/reports/158/

http://www.roadplanet.ru/home/reports/159/



--------------------
Истина существует, и целью науки является ее поиск.
Пользователь offline Отправить личное сообщение
Вернуться к началу страницы
Цитировать сообщение
Александр Кас
post Sep 19 2011, 14:23
Сообщение #10



Group Icon
Профиль
Группа: Горожане
Сообщений: 3,761
Регистрация: 27-04-2010
Пользователь №: 62,006
Награды: 1
Пол: не скажу
Сообщества: не состоит
>Фото Дневник







Вот еще один вариант Осударевой дороги, не столь идеализированный:

опубликованное пользователем изображение

То есть реальное растояние значительно большее. Дорога постоянно виляет, ибо по маршруту встречаются озера, болота, реки, сопки. Есть болота условно проходимые, а есть вообще непроходимые, и последних там множество:

опубликованное пользователем изображение

Именно поэтому там до сих пор используются гати. Топи такие, что построить нормальную дорогу даже сейчас не реально:

опубликованное пользователем изображение

Давайте зададимся вопросом, а почему же эту столь важную дорогу позабыли? Если уже проложили, то надо было эксплуатировать и улучшать. Особенно в условиях Северной Войны, когда проливы контролировались шведами... Но про дорогу Осудареву все сразу позабыли... dunno.gif

Даже если такой дороги не было, ее неминуемо должны были сделать... Но не сделали. Почему? Да потому что это не возможно. Александр I очень хотел восстановить Государеву дорогу, он смог покорить Европу и Наполеона, но справиться с Природой был не в силах... Проект восстановления этой дороги так и не воплотился в жизнь.

А Петр взял да и проложил... grin.gif Странно, что нашего Героя историки на Луну не запустили. 1.gif А так бы сейчас читали, что первым комонавтом был Петр, правда космодром со временем пришел в запустение и о нем все позабыли. И Акимов бы старательно рассказывал нам о скафандре петровом в виде шапки мономаховой. И какой нибудь летописный свод в Соловках бы откопали: "Лета 1702 возлетяще наш царь Петр на Луну и на восьмой день успешно приземляще прямо на Орешек. И шведы поганые от того чуда все разбежалися...". Ито было бы правдоподобнее. flowers.gif Ибо теоретически возможно. А сказка с Осударевой дорогой даже в теории не возможна dunno.gif

Но на этом проблемы Историков не заканчиваются. Это еще пол беды. Вечером я расскажу, какие еще непреодолимые проблемы связаны с мифом об Осударевой дороге.

skull.gif mr47_04.gif skull.gif
Пользователь offline Отправить личное сообщение
Вернуться к началу страницы
Цитировать сообщение
Акимов В.В.
post Sep 19 2011, 14:26
Сообщение #11



Group Icon
Профиль
Группа: Граф
Сообщений: 13,898
Регистрация: 17-04-2010
Пользователь №: 61,232

Пол: мужской
Сообщества: Преподаватели
>Фото Дневник







Майнов В. Осударева дорога // Олонецкий сборник: Материалы для истории, географии, статистики и этнографии Олонецкого края. Вып. 2. Петрозаводск, 1886. С. 25 ‒ 34.

Цитата
С. 25
Осударева дорога.

Въ Повѣнецкомъ уѣздѣ.

(Изъ сборника «Древняя и Новая Россiя».)
____
Широкая дорога, въ нѣкоторыхъ мѣстахъ загроможденная валунами, каменистыя сельги, выходящiя по обоимъ берегамъ ея изъ чащи сосноваго и еловаго лѣса, этотъ самый лѣсъ – могучiй, но неприглядный, кругомъ мшистыя или топкiя болота, ни жилья, ни души человѣческой кругомъ, какая-то просѣка среди лѣса, на берегу врубленъ въ огромную сосну восьмиконечный крестъ – вотъ картина мѣстности, о которой я хочу сказать нѣсколько словъ. Внѣшняя непривлекательность, но внутренняя, такъ сказать, могучесть – вотъ и все, что бросается въ глаза путнику, попавшему въ этотъ уголокъ нашего сѣвера. А между тѣмъ неприглядная мѣстность эта была свидѣтельницею великаго дѣла великаго русскаго генiя, о которомъ весь сѣверъ говоритъ съ уваженiемъ, о которомъ знаетъ всякiй крестьянинъ, имя котораго онъ произноситъ
С. 26

неиначе, какъ снявши шапку, плодами великихъ начинанiй котораго живетъ въ настоящее время вся Русь. Исторiя можетъ подвергать строгому разбору дѣятельность Великаго Петра, но если прислушаться къ говору народному тамъ, гдѣ дѣйствовалъ этотъ вѣнценосный трудолюбецъ, и преимущественно на любезномъ ему сѣверѣ, то могучая личность царя очертится гораздо рельефнѣе нежели изъ иныхъ ученыхъ изслѣдованiй. Весь путь Петра отъ Архангельска до Петербурга является какимъ-то трiумфальнымъ шествiемъ богатыря народнаго, которому, какъ древнимъ Ильѣ Муромцу и Егорiю Храброму, предстояло «устроить Русь», прорубать лѣса, мостить мосты, прокладывать дороги,  однимъ словомъ сдѣлать изъ Руси страну «проѣзжую и прохожую», сдѣлать ее доступною для другихъ людей.
Было время, когда шведы, руководимые королемъ своимъ Карломъ XII,  который при своей энергiи никогда не могъ направить свои силы на что-либо по истинѣ великое,  думали усиленнымъ натискомъ на сѣверныя части Россiи сломить нарождавшiйся въ то время въ Архангельскѣ русскiй флотъ, а слѣдовательно и уничтожить въ самомъ зародышѣ мечту Петра вывести Русь къ морю, иными словами – къ свѣту. Однако, внутреннее неустройство и необходимость не отдалять своего флота отъ береговъ Балтiйскаго моря, гдѣ сгруппированы были главные, и при томъ довольно сильные враги Карла XII, помѣшали нападенiю шведовъ на наши сѣверныя окраины. Случись только это нападенiе на берега Бѣлаго моря – ясно, что надежды Петра если-бы не вовсе рушились, то по крайней мѣрѣ могли-бы осуществиться лишь гораздо позднѣе. Великiй генiй Петра понялъ всю пользу, которую могла извлечь Россiя изъ того обстоятельства, что Карлъ не въ состоянiи былъ напасть на Россiю со стороны Бѣлаго моря, и порѣшилъ воспользоваться этимъ для своихъ цѣлей. Карлъ понималъ также, что между нимъ и Петромъ дѣло шло на жизнь или смерть, и потому дѣятельно готовился къ отпору въ тѣхъ мѣстностяхъ, которыя такъ сильно желалъ отнять у него Петръ. Ингерманландiя и весь южный берегъ Финскаго залива были приведены Карломъ XII въ такое состоянiе, что въ случаѣ единственно возможнаго, по мнѣнiю шведовъ, нападенiя русскихъ войскъ съ юга и юго-востока, могли-бы устоять не только противъ малоустроенныхъ полковъ Петра, но даже и противъ хорошо устроенной армiи. Но
С. 27

Петръ задумалъ такое дѣло, предвидѣть которое не могли ни Карлъ, ни его совѣтники.
По обыкновенiю своему, съ которымъ не могли примириться даже «птенцы Петровы», Петръ не сталъ откладывать задуманное дѣло въ долгiй ящикъ, тѣмъ болѣе, что медлить было даже опасно; Карлъ могъ какъ-нибудь провѣдать о замыслахъ русскаго царя и тогда постарался-бы противопоставить хитрости силу, противъ которой бороться въ то время для Петра было еще трудно. Надо однако полагать, что если-бы шведы и узнали преждевременно о Петровыхъ замыслахъ, то никогда не повѣрили-бы въ справедливость слуха, такъ какъ считали рѣшительно невозможнымъ то, что задумалъ и исполнилъ Петръ, благодаря своей генiальности, энергiи и безпримѣрной выносливости русскаго человѣка.
Кто бывалъ въ Повѣнецкомъ уѣздѣ Олонецкой губернiи и въ Кемскомъ уѣздѣ Архангельской губернiи, тому хорошо извѣстно, что и до сихъ поръ «дорога» такъ, какъ понимается это слово въ цивилизованныхъ странахъ, тамъ немыслима; лодка и ноги людскiя – вотъ два единственныя средства передвиженiя въ этихъ болотистыхъ мѣстахъ ; жидкая топь, озеро, рѣка и непроходимый лѣсъ – вотъ въ нѣсколькихъ словахъ описанiе этой до сей поры забытой мѣстности. Петръ рѣшилъ пройти съ войскомъ и судами тамъ, гдѣ лишь бѣгалъ олень, да продирался сѣверякъ-медвѣдь. Петръ зналъ русскаго человѣка и былъ увѣренъ, что его энергiя и трудъ наравнѣ съ другими сдѣлаютъ чудеса и потому могъ не опасаться за успѣхъ.
На тринадцати корабляхъ пустился Петръ изъ Архангельска въ море – не гостепрiимное и мало знакомое въ той мѣстности, которую царь избралъ исходною точкою похода. Съ Петромъ была значительная свита: почти всѣхъ птенцовъ своихъ забралъ онъ съ собою, словно хотѣлъ показать имъ, что можетъ сдѣлать энергическiй и генiальный человѣкъ. Царевичъ Алексѣй Петровичъ также сопутствовалъ отцу, хотя въ душѣ ему и не особенно нравилась затѣя отца. На суда посажены были въ Архангельскѣ четыре тысячи войска, а запасовъ было заготовлено столько, чтобы хватило ихъ на долгую безкормицу; Петръ зналъ, что идти придется по мѣстамъ малонаселеннымъ и трудно будетъ запасаться провiантомъ отъ окрестныхъ жителей. 10 августа 1702 г. флотъ
С. 28

бросилъ якорь у Соловковъ и Петръ рѣшилъ по видимому переждать здѣсь нѣсколько дней ради того, что онъ самъ еще не былъ увѣренъ въ совершенной безопасности высадки на материкъ. Соловецкiй лѣтописецъ утверждаетъ, что каждый день Петръ съѣзжалъ на берегъ, но когда его спрашивали о томъ, долго-ли онъ намѣревается пробыть въ владѣнiяхъ Зосимы и Савватiя, постоянно отвѣчалъ, что самъ еще не знаетъ, долго-ли придется ему сидѣть безъ дѣла. Видно, не по своей волѣ медлилъ Петръ; медлителемъ онъ никогда вообще не былъ, а тѣмъ болѣе долженъ былъ нетерпѣливо желать отъѣзда изъ Соловковъ тогда, когда съ каждымъ днемъ увеличивалась для Карла возможность развѣдать объ его замыслахъ. Причина замедленiя, по нашему мнѣнiю, заключалась въ томъ, что Петру пришлось изъ Соловковъ выслать развѣдчика въ море съ тою цѣлiю, чтобы высмотрѣть, нѣтъ-ли гдѣ по близости шведской эскадры, а съ другой стороны еще въ томъ, что развѣдчику, вѣроятно, поручено было узнать, окончены-ли приготовленiя въ Нюхчѣ, собрался-ли заказанный Петромъ народъ, и т. п. Первое предположенiе оправдывается тѣмъ, что Соловецкiй лѣтописецъ заноситъ въ свою лѣтопись извѣстiе о томъ, что 15 августа «прiиде къ великому государю посланный съ вѣдомостью съ моря, что на корабляхъ идти возможно»; что касается втораго нашего предположенiя, то доказательство его вѣрности мы находимъ въ томъ обстоятельствѣ, что иначе флотъ не направился-бы прямо къ Нюхчѣ и Петръ не могъ-бы двинуться уже на слѣдующiй день съ войскомъ въ знаменитый походъ по кемскому и повѣнецкому уѣздамъ. Какъ-бы то ни было, но Петръ поспѣшилъ воспользоваться попутнымъ вѣтромъ и въ самый день прибытiя «посланнаго» отплылъ отъ Соловковъ къ монастырской деревнѣ Нюхчѣ. 16 августа, десантъ уже высадился, суда были отправлены назадъ въ Архангельскъ, а при войскѣ остались всего лишь два фрегата. На берегу встрѣтили царя около 5,000 народа, согнаннаго съ разныхъ ближнихъ мѣстъ для подмоги войску; народъ этотъ сгоняли изъ крестьянъ каргопольскихъ, онежскихъ и бѣлозерскихъ, и самъ народъ не зналъ еще, на какую работу его вывели съ родимыхъ мѣстъ. Петръ и тутъ не терялъ времени; тотчасъ же часть крестьянъ и солдатъ были посланы впередъ рубить просѣку, застилать срубленными деревьями топи и строить мосты на рѣкахъ и ручьяхъ, а остальнымъ приказано было вытащить изъ воды фрегаты и тащить ихъ то на каткахъ, то волокомъ.
С. 29

Не охотно пришелъ народъ, но не могъ не увлечься работой, когда видѣлъ, что Петръ самъ рубитъ, подставляетъ катки, учитъ какъ строить мосты, успѣваетъ всюду, не знаетъ устали, выпьетъ своей анисовки и снова за работу берется. Какъ долженъ былъ дѣйствовать на народъ примѣръ этого генiальнаго труженика, мы можемъ видѣть изъ того уже обстоятельства, что въ памяти народной сохранилось преданiе, рисующее именно эту сторону влiянiя Петра на массы. «Тутъ подъ Пулозеромъ выдалась рѣчка, да такая-ли бурливая, да такая-ли бѣдовая, что не выгораетъ дѣло – ни какъ не возможно по середкѣ свайку вбить. Кто ни сунется съ лодкой – Богъ вѣсть куда унесетъ его и съ лодкой-то! Долго приглядывался Осударь, а тамъ сѣлъ въ лодку, да прямо на середку то и держитъ, бояре было за нимъ въ его лодку суются, такъ: «не надо мнѣ васъ и безъ васъ Богъ дастъ спорандаю». Только онъ на середку-то выплылъ, да принялся было первую свайку налаживать – гляди – къ нему народу съ сотню ужъ собралось, кто въ лодкѣ, а кто и вплавь, барахтаются, чуть-чуть противъ воды держатся. Поглядѣлъ на народъ-отъ Осударь, поглядѣлъ, покачалъ головою, да тряхнулъ кудрями своими (а кудри-то были добро чистое): «эхъ вы, проговорилъ, народъ хрисьянскiй, дѣтки вы мои родные! лиха бѣда первому оленю въ гарь (лѣсной пожаръ) кинуться, остатнiи всѣ тамъ же будутъ». Сталъ онъ тутъ народъ поить, тотъ народъ, что за нимъ въ рѣку кинулся. Не давалъ Петръ забываться своимъ «птенцамъ» и вообще боярамъ, сопровождавшимъ его въ этомъ походѣ; терпѣть онъ не могъ, чтобы барились люди, когда на глазахъ есть дѣло. «У Нюхчи, а потомъ и вездѣ по ямамъ первую мостовину, благословясь, клалъ самъ Осударь»,  разсказывали намъ въ Выгозерской волости на Корельскомъ островѣ,  «а вторую давалъ класть своему сыну возлюбленному, а тамъ и бояръ на это дѣло потреблялъ. Нѣмчинъ одинъ не захотѣлъ мостовины класть, такъ разсерчалъ на него Осударь – приказалъ ему позади послѣдняго солдата стать и на ямахъ солдатамъ за стряпуху рыбницу варить; натерпѣлся нѣмчинъ сраму – сталъ и мостовины класть и другую всякую работу дѣлать не хуже самого Осударя». Въ другомъ мѣстѣ, въ Тайгинцахъ, привелось намъ слышать еще и иное преданiе: «бояринъ у Осударя заортачился, сѣлъ подъ елочку да сладкiе пироги убираетъ. Увидалъ Осударь его лѣность и приказалъ ему обрядиться пирожникомъ, да на ямахъ пироги-рыбники разносить. Отъ такого
С. 30

сраму сталъ бояринъ куда какъ издѣленъ». По всѣмъ вѣроятiямъ, послѣднее преданiе есть только пересказъ предъидущаго, но пересказъ крайне интересный, такъ какъ указываетъ на воспоминанiе народа о связи какого-то близкаго боярина съ пирогами; легко можетъ быть, что до народа дошли слухи о происхожденiи Меншикова и слѣдствiемъ этого явилось только-что приведенное нами преданiе. Съ другой стороны понятно и то, что народъ съ особенною охотою запомнилъ изъ всѣхъ ближнихъ бояръ Петровыхъ именно того, про котораго ходили слухи, что онъ вышелъ изъ народа.
Въ 20 верстахъ отъ Нюхчи, войско остановилось и здѣсь учрежденъ былъ, по приказанiю Петра, ямъ, гдѣ были сложены разные припасы и открыта продажа разныхъ необходимыхъ вещей. «Для Осударя и для бояръ ставили зимушки (промысловая избушка съ земляною крышею), а народъ съ солдатами кто какъ могъ изловчался; кто по зимушкамъ, кто на лавасы взбирался, а кто и на землѣ отдыхъ имѣлъ. Изъ окрестныхъ мѣстъ везли рыбу, оленину, а отъ Нюхчи привозили муку ржаную и другой припасъ, что на мѣстѣ достать было не можно. Не любилъ Осударь въ зимушкѣ быть – все больше на вольномъ воздухѣ; иной часъ и бояръ оттуда повыгонитъ, чтобы не долго засыпались».
Слѣдующiй ямъ былъ въ 5-ти верстахъ отъ деревни Пулозера и въ 40 верстахъ отъ Нюхчи; постоянная связь съ берегомъ не прерывалась и быстро подвигался Петръ къ цѣли. Отъ Пулозера путь становился еще труднѣе, такъ какъ мѣстность принимала все болѣе и болѣе болотистый характеръ; въ особенности за третьимъ ямомъ народъ дошелъ до изнеможенiя, начались болѣзни и смертность отъ истощенiя и работы въ болотахъ; явилось унынiе; не унывалъ лишь Петръ, являлся всюду съ одобрительнымъ словомъ, съ совѣтомъ, съ прибауткою – и шелъ народъ на новые труды, на новую тяготу. Въ 80 верстахъ отъ Нюхчи, былъ устроенъ ямъ близъ деревни Вожмосальмы, гдѣ войско было задержано: предстояло или идти въ обходъ Выгозера, гдѣ верстъ 30 пришлось-бы продираться чрезъ топкiя болота, или же двинуться прямо черезъ заливъ Выгозера, устроивши въ этомъ мѣстѣ на скорую руку мостъ. Петръ видѣлъ, что излишне было-бы еще болѣе изнурять и безъ того уже изнуренныхъ солдатъ и рабочихъ, и потому приказалъ собрать со всего Выгозера лодки и ладьи; скоро добыли
С. 31

ихъ въ достаточномъ количествѣ и приступили къ постройкѣ плавучаго моста. Въ Вожмосальму Петръ прибылъ наканунѣ дня праздничнаго и старшины Выгозерской волости явились къ нему съ поклономъ и съ зовомъ къ себѣ на праздникъ; народъ очень хорошо помнитъ, что «Осударь» никогда не чуждался посѣщать крестьянскiя хаты, бесѣдовать съ крестьянами и пожалуй изъ ихъ безхитростныхъ словъ узнавать правду, и высказалъ воспоминанiе объ этомъ въ цѣломъ рядѣ преданiй. «Привелось Осударю и въ нашихъ мѣстахъ побывать,  разсказываютъ напр. въ Вожмосальмѣ,  «о ту пору онъ у моего падѣда (предокъ) дитя крестилъ. Былъ мой падѣдъ человѣкъ куда бѣдный: ни мучицы – поѣсть, ни винца – выпить, нѣту. Родился у него сынъ и сталъ падѣдъ обивать пороги, да кланяться, чтобы кума розыскать – никто къ нему въ кумовья идти не зарится. О ту пору и пришелъ Осударь въ наше село. – Ты что, старикъ, бродишь? иль что потерялъ? – Такъ и такъ, говоритъ дѣдъ. – Возьми меня, старикъ, кумомъ! любъ-ли я тебѣ? спрашиваетъ. Только вотъ что: не бери ты куму богатую, зачѣмъ онѣ къ тебѣ добромъ не шли, а найди ты мнѣ такъ ледащую бабенку и я съ нею у тебя крестить буду. И та и другая богачки просятъ дѣда ихъ въ кумы взять, а дѣдъ розъискалъ самую что ни есть лядащую бабенку и привелъ ее къ Осударю. Справили крестины истово. – Ну чѣмъ-же ты, старикъ, угощать насъ будешь? – Сунулся было падѣдъ – да нѣтъ въ домѣ ничего ровно. – Видно, говоритъ Осударь, моя анисовка нынѣ отдуваться будетъ. – Взялъ свою фляжечку, что у него на ремнѣ на боку всегда висѣла, налилъ себѣ, выкушалъ, а тамъ поподчивалъ и куму, и падѣда, и роженицу и новокрещенному младенцу въ ротъ капельку влилъ,  пусть прiучается, молвилъ, отъ людей много горше ему будетъ. Стаканчикъ отдалъ падѣду – ишь подъ божницей-то стоитъ». Все это такъ похоже на Петра, что невольно слѣдуетъ предполагать у этого преданiя фактическую основу. Не такъ относился Петръ къ тогдашнему чиновничеству, къ тѣмъ, кого не жаловалъ и самъ народъ. И опять этотъ взглядъ Петра на чиновничество  оцѣнилъ народъ и до сихъ поръ разсказываетъ о томъ, что когда Петръ въѣзжалъ въ село, то ярыжки всѣ по подпольямъ прятались. «Далеко-ли до села»? спросилъ разъ Петръ у Балакиря (котораго народъ заставляетъ сопровождать царя въ его Нюхоцкомъ походѣ). «Нѣтъ не далеко! ишь ярыжки-то по подпольямъ прячутся – видно сейчасъ прiѣдемъ». Ясно, что отъ
С. 32

того человѣка, который зналъ русскiй народъ какъ никто, ярыжки должны были прятаться по подпольямъ.
Старшины выгозерскiе пришли къ Петру съ поклономъ и съ хлѣбомъ-солью; «Осударь! – говорили они – Илья пророкъ завтра велѣлъ звать тебя къ себѣ въ гости». Петръ принялъ приглашенiе и обѣщался быть въ погостѣ выгозерскомъ на утро. Исполнить свое обѣщанiе ему однако не удалось, такъ какъ въ ночь пошелъ проливной дождь и ѣхать не было никакой возможности. Утромъ снова явились въ Вожмосальму старшины и снова просили Петра посѣтить ихъ погостъ. «Нѣтъ, старички,  отвѣчалъ Петръ на вторичную ихъ просьбу,  видно Илья пророкъ не хочетъ, чтобы я у него побывалъ,  послалъ дождь; снесите же ему отъ меня гостинецъ». Такъ дѣло и кончилось тѣмъ, что Петръ пожертвовалъ на церковь червонцевъ.
Весь день шелъ проливень и бушевалъ вѣтеръ; рисковать переправлять войска по плавучему мосту было опасно. Такимъ образомъ цѣлый день и былъ потерянъ безъ толку. Лишь на слѣдующее утро войска стали переходить по мосту на другой берегъ залива и потянулись лѣсами и болотами по направленiю къ рѣкѣ Выгу. – Верстахъ въ 7-ми отъ устья Выга, на правомъ его берегу и въ 15 верстахъ прямикомъ отъ Вожмосальмы, учрежденъ былъ снова ямъ. Пока войска прорубались и пробирались чрезъ лѣса и болота, лодки и ладьи изъ подъ Вожмосальминскаго моста сняли, провели чрезъ первые выгорѣцкiе пороги и поставили на Выгу подъ ямомъ. Быстро настланъ былъ мостъ и войска къ вечеру 22 августа перешли на лѣвый берегъ Выга. Теперь самая трудная часть пути была пройдена, чаще должны были попадаться сележныя мѣста – великое дѣло близилось къ концу. Тамъ, гдѣ на рисункѣ  помѣщается сосна съ врубленнымъ въ нее восьмиконечнымъ крестомъ, по преданiю, стояла зимушка Петра.
Прослыша о проходѣ чрезъ ихъ мѣста Петра, выгорѣцкiе раскольники выслали на выгорѣцкiй ямъ своихъ старшинъ съ хлѣбомъ-солью. Зная, что они будутъ являться тому, кого они считали антихристомъ, кто былъ для нихъ звѣремъ апокалипсиса и чей титулъ представлялъ собою апокалипсическое число звѣриное, старшины выгорѣцкiе порядкомъ струсили. Они ждали увидать
С. 33

грознаго судью своего отщепенства и знали напередъ, что Петру наговорили про нихъ нивѣсть что. «Что за люди»? – спросилъ царь, по словамъ мѣстнаго преданiя. «Это раскольщики,  поторопился объяснить какой-то бояринъ, а можетъ быть и генералъ,  властей не признаютъ духовныхъ, за здравiе вашего царскаго величества не молятся». – «Ну, а подати платятъ исправно»? – справился прежде всего практическiй Петръ. – «Народъ трудолюбивый»  не могъ не сказать правды тотъ же ближнiй человѣкъ,  «и недоимки за ними никогда не бываетъ». – «Живите же, братцы, на доброе здоровье, о царѣ – Петрѣ пожалуй хоть не молитесь, а раба Божiя Петра во святыхъ молитвахъ иногда поминайте – тутъ грѣха нѣтъ». Развѣ это, столь живо характеризующее Петра, преданiе не дышетъ правдою? Удивительно-ли послѣ этого, что тѣ самые поморы, для которыхъ Петръ является антихристомъ, въ тоже самое время иначе не называютъ его, какъ «Осударь», словно этимъ все уже сказано, словно другихъ «осударей» они и не знаютъ; удивительно-ли, что тѣ же поморы снимаютъ всегда шапку, когда говорятъ о Петрѣ, и съ почтенiемъ цѣлуютъ какъ святыню тотъ стаканчикъ, изъ котораго когда-то пилъ онъ на крестинахъ свою историческую анисовку? Достаточно этихъ простыхъ, но въ тоже время великихъ словъ, чтобы навсегда завоевать любовь народную.
Я подъѣхалъ къ Выгозерскому яму на 8-ми весельной лодкѣ; невольно пришлось разговориться съ гребцами о Петрѣ и мнѣ захотѣлось испробовать, какъ отнесутся они къ нему, ради провода войска загубившему здѣсь тысячи людей. «Много тутъ народу сгибло по его волѣ»,  сказалъ я. – «Много! ну да и то сказать, кабы они не сгибли, такъ и дѣло такое никогда-бы не сдѣлалось! чего имъ – все-бы равно померли, а тутъ по крайности у дѣла». Пожалуй, гребцы-то разсудили получше многихъ цѣнителей генiальности по обыденной мѣркѣ!
Точно и природа не хочетъ дать заглохнуть остаткамъ великаго труда Петрова; въ иныхъ мѣстахъ достаточно 80-100 лѣтъ, чтобы всякая заросль обратилась въ строевой лѣсъ, а тутъ, не смотря на то, что со времени Нюхоцкаго похода прошло цѣлыхъ 173 года, Петрова просѣка видна и до сихъ поръ и гигантскiй слѣдъ великаго царя не заростаетъ и до нынѣ. Гребцы мои сами захотѣли чѣмъ-нибудь ознаменовать великiй слѣдъ великаго человѣка
С. 34

и черезъ ½ часа готовъ былъ тотъ крестъ, который видѣнъ на рисункѣ, врубленнымъ въ сосну. Теперь, судя по послѣднимъ извѣстiямъ, на мѣстѣ Петровой стоянки красуется прекрасный крестъ съ навѣсомъ и съ горкою изъ валуновъ; крестъ не выкрашенъ, да росписные цвѣта и не подходятъ какъ-то къ тому памятнику, который долженъ напоминать собою великаго человѣка.
Съ берега рѣки Выга путь, какъ я сказалъ, пошелъ мѣстами болѣе крѣпкими, болотъ стало меньше и вся задача состояла лишь въ прорубкѣ просѣки и въ постройкѣ мостовъ. Слѣдующiй ямъ былъ учрежденъ близъ деревни Телекиной, въ 25-ти верстахъ отъ выгорѣцкаго яма; чрезъ рѣчки Машозерку и Мурому были построены мосты, остатки которыхъ можно видѣть и до сихъ поръ; народъ въ этихъ мѣстахъ увѣряетъ, что это «Осударь изготовилъ сваи подъ желѣзную дорогу, да шведъ ему помѣшалъ, а то бы давно здѣсь желѣзная дорога ходила». Видно все доброе народъ приписываетъ въ этомъ краѣ Петру. Отъ телекинскаго яма Петръ пошелъ уже почти безпрепятственно къ Повѣнцу и на пути имѣлъ только одинъ привалъ въ особомъ ямѣ, который учрежденъ былъ какъ разъ на полпути. 26-го августа, подъ вечеръ, войско вступило въ Повѣнецъ и фрегаты были спущены въ воды широкаго и просторнаго Онеги,  какъ же долженъ былъ радоваться Петръ, когда увидалъ русскiй флагъ на этомъ огромномъ внутреннемъ морѣ; главное дѣло было сдѣлано – оставалось только разбить оплошавшихъ шведовъ.
Исходъ этого похода извѣстенъ; со взятiемъ Шлиссельбурга участь р. Невы и ея устья были рѣшены. Петръ достигъ своей цѣли и могъ приняться за постройку своего «парадиза». Россiя выглянула въ Европу, благодаря великому генiю Петра.
Уже изъ Повѣнца писалъ Петръ королю польскому: «Мы нынѣ въ походѣ близъ непрiятельской границы обрѣтаемся и при помощи Божiей не чаемъ праздны быть».
Празднымъ онъ и не былъ дѣйствительно!

В. Майновъ.

litkarta.karelia.ru/lib/source_564.doc


--------------------
Истина существует, и целью науки является ее поиск.
Пользователь offline Отправить личное сообщение
Вернуться к началу страницы
Цитировать сообщение
Александр Кас
post Sep 19 2011, 14:39
Сообщение #12



Group Icon
Профиль
Группа: Горожане
Сообщений: 3,761
Регистрация: 27-04-2010
Пользователь №: 62,006
Награды: 1
Пол: не скажу
Сообщества: не состоит
>Фото Дневник







Цитата(Акимов В.В. @ Sep 19 2011, 15:26)
Слѣдующiй ямъ былъ учрежденъ близъ деревни Телекиной, въ 25-ти верстахъ отъ выгорѣцкаго яма; чрезъ рѣчки Машозерку и Мурому были построены мосты, остатки которыхъ можно видѣть и до сихъ поръ; народъ въ этихъ мѣстахъ увѣряетъ, что это «Осударь изготовилъ сваи подъ желѣзную дорогу, да шведъ ему помѣшалъ, а то бы давно здѣсь желѣзная дорога ходила».
*



1.gif Вот такие байки про уже железную дорогу Осударевую нам предлагают фантазеры-историки. grin.gif Найдут свайку железобетонную - ага, это Петр при строительстве осударевой дороги закопал. Хотел на паровозе доехать до Онежского озера, а швед поганый помешал. Хочется спросить наших горе историков, а может все-таки это свая от космодрома Петрова? 1.gif skull.gif skull.gif
Пользователь offline Отправить личное сообщение
Вернуться к началу страницы
Цитировать сообщение
Artur1984
post Sep 19 2011, 14:59
Сообщение #13



Group Icon
Профиль
Группа: Горожане
Сообщений: 2,512
Регистрация: 4-10-2010
Пользователь №: 75,431

Пол: мужской
>Фото Дневник







Цитата(Александр Кас @ Sep 19 2011, 14:23)
а почему же эту столь важную дорогу позабыли? Если уже проложили, то надо было эксплуатировать и улучшать
*


В ней отпала надобность. Т.к. главный торговый и мореплавательный центр переместился из Архангельска в Петербург. Собственно, вплоть до начала 20 века и постройки Мурманска и тамошней железной дороги на север, Карелия так и оставалась довольно таки глухим местом.

Цитата(Александр Кас @ Sep 19 2011, 14:23)
Но на этом проблемы Историков не заканчиваются
*


Я жду комментариев насчет намеренной ЛЖИ, Кас - почему у ВАС яхты превратились во фрегаты.


M

Я предупреждал насчет "тыканий". Больше предупреждать не буду - буду просто удалять посты.
 


Цитата(Александр Кас @ Sep 19 2011, 14:39)
Осударевую нам предлагают фантазеры-историки
*


Кас, а где там историки это предлагают? Я вижу, что это говорили местные жители. У тебя все в порядке со зрением?

Есть ли еще комментарии у Каса насчет того, что "следов не сохранилось"?

Сообщение отредактировал Беовульф - Sep 19 2011, 15:32
Пользователь offline Отправить личное сообщение
Вернуться к началу страницы
Цитировать сообщение
Сергей Мурашов
post Sep 19 2011, 15:22
Сообщение #14



Group Icon
Профиль
Группа: Граф
Сообщений: 16,268
Регистрация: 24-03-2010
Пользователь №: 59,492

Пол: не скажу
>Фото Дневник







Цитата(Александр Кас @ Sep 19 2011, 12:33)
Я, благородный рыцарь Александр Кас, бросаю вызов лживым историкам и их подпевалам....
*


Цитата(Александр Кас @ Sep 19 2011, 12:33)
Я буду биться острым оружием, пока не намотаю кишки поганых лжеисториков на свою пику. Кто хочет растаться с кишками, выходи на бой
*


Цитата(Александр Кас @ Sep 19 2011, 13:00)
Герольд, трубани ещё разочек, чтобы рыцари напротив побыстрее сменили памперсы и решились все-таки выйти на поединок.
*


Цитата(Александр Кас @ Sep 19 2011, 15:39)
Вот такие байки про уже железную дорогу Осударевую нам предлагают фантазеры-историки.  Найдут свайку железобетонную - ага, это Петр при строительстве осударевой дороги закопал. Хотел на паровозе доехать до Онежского озера, а швед поганый помешал. Хочется спросить наших горе историков, а может все-таки это свая от космодрома Петрова?
*




Я бы, на самом деле, дисквалифицировал Каса, как постоянно прибегающего к нечистоплотным подначкам.
Типа, есть хоть одно выражение не по теме, относящееся не к обсуждаемому вопросу, а к личностям оппонентов и т.п., - отбирать у скомороха его причиндалы, выдавать соску, и отправлять восвояси.


По теме: на одном из островов на озере Селигер есть канал, длиной, если мне не изменяет память, в несколько километров, и глубиной и шириной, позволяющей лодочное судоходство... Этот канал был прорыт СИЛАМИ ОДНОГО-ЕДИНСТВЕННОГО МОНАХА.


--------------------
Настоящим удостоверяю, что участник айдлер некогда уличил меня в вопиющем незнании кузнечного дела :)
А так же заявляю, что против Дэо - я примерно то же, что неграмотный сапожник против академии наук. :)
.
Пользователь offline Отправить личное сообщение
Вернуться к началу страницы
Цитировать сообщение
Александр Кас
post Sep 19 2011, 15:40
Сообщение #15



Group Icon
Профиль
Группа: Горожане
Сообщений: 3,761
Регистрация: 27-04-2010
Пользователь №: 62,006
Награды: 1
Пол: не скажу
Сообщества: не состоит
>Фото Дневник









Уважаемый Магистр, очень прошу обратить внимание:

Цитата(Сергей Мурашов @ Sep 19 2011, 16:22)
Я бы, на самом деле, дисквалифицировал Каса, как постоянно прибегающего к нечистоплотным подначкам.
Типа, есть хоть одно выражение не по теме, относящееся не к обсуждаемому вопросу, а к личностям оппонентов и т.п., - отбирать у скомороха его причиндалы, выдавать соску, и отправлять восвояси.
*



Явное нарушение всех правил и злостный оффтопик. Легким флеймом и не пахнет - наглый личностной выпад и поучение модераторов. по футбольным правилам сразу красная: lex_09.gif

Читаем Правила:

Цитата
В споре допускается легкий флейм, чуть-чуть флуда (для "разрядки" обстановки), а так-же, завуалированные ирония и скептицизм - благо оба капитана владеют этими приемами в совершенстве. Допущу даже "стеб", НО очень-очень завуалированный.

Цитата
Невыдержанных и слабонервных, просим срочно покинуть данный раздел. Атлетических зал – место для сильных.


Цитата(Сергей Мурашов @ Sep 19 2011, 16:22)
По теме: на одном из островов на озере Селигер есть канал, длиной, если мне не изменяет память, в несколько километров, и глубиной и шириной, позволяющей лодочное судоходство... Этот канал был прорыт СИЛАМИ ОДНОГО-ЕДИНСТВЕННОГО МОНАХА.
*


KidRock_05.gif




Читаем Правила:

Цитата
Первоначальные предупреждения, как модератора:
Обращение участников ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО "на Вы". Обращение "на ты" допускаеться ТОЛЬКО с обоюдного согласия.


Цитата(Artur1984 @ Sep 19 2011, 15:59)
У тебя все в порядке со зрением?
*



Желтая карточка, как минимум. Я уважаемому Артуру не позволял себе тыкать. Ну и конечно ни о каком легком флейме и речи нет - наглый личностной выпад. Очень похоже на красную карточку, но арбитру виднее.

lex_09.gif lex_09.gif horse.gif skull.gif skull.gif



Пользователь offline Отправить личное сообщение
Вернуться к началу страницы
Цитировать сообщение
Artur1984
post Sep 19 2011, 15:50
Сообщение #16



Group Icon
Профиль
Группа: Горожане
Сообщений: 2,512
Регистрация: 4-10-2010
Пользователь №: 75,431

Пол: мужской
>Фото Дневник







Цитата(Александр Кас @ Sep 19 2011, 15:40)
Легким флеймом и не пахнет - наглый личностной выпад и поучение модераторов
*


Именно, что пассажи про кишки - флеймом и не пахнут... :) Дружище мой Кас...

Цитата(Александр Кас @ Sep 19 2011, 15:40)
Желтая карточка, как минимум. Я уважаемому Артуру не позволял себе тыкать. Ну и конечно ни о каком легком флейме и речи нет - наглый личностной выпад. Очень похоже на красную карточку, но арбитру виднее.
*


Хорошо, я буду ТЫКАТЬ. Буду говорить в третьем лице. Он (некто Кас), собственно сам правила нарушает - кишки, ТИ и прочее - это так, баловство?

Цитата(Artur1984 @ Sep 19 2011, 14:59)
Я предупреждал насчет "тыканий". Больше предупреждать не буду - буду просто удалять посты.
*


Началась обычная цензура? ГДЕ ОН (НЕКТО А.КАС) ПРЕДУПРЕЖДАЛ МЕНЯ О ТЫКАНЬЕ? ЕГО (НЕКОЕГО КАСА) ОЧЕРЕДНАЯ ЛОЖЬ?!!!!

А вообще он (некто Кас) - может ли ответить по существу? Что "следов не сохранилось"? Что у него (некоего Каса) яхты превратились во фрегаты? Или он (некто Кас) вытрет мои посты и будет уверять, что я этого не писал?
Пользователь offline Отправить личное сообщение
Вернуться к началу страницы
Цитировать сообщение
idler
post Sep 19 2011, 16:10
Сообщение #17



Group Icon
Профиль
Группа: Граф
Сообщений: 3,172
Регистрация: 24-04-2010
Пользователь №: 61,762

Пол: мужской
Сообщества: Kлуб "Джентльмен"
>Фото Дневник







Цитата(Artur1984 @ Sep 19 2011, 14:59)
Я жду комментариев насчет намеренной ЛЖИ, Кас - почему у ВАС яхты превратились во фрегаты.
*


Цитата
Если верить источникам, в 1702 году два полка гвардейцев во главе с Петром I преодолели путь от Вардегорского мыса на Белом море до Онежского озера, впоследствии названный Осударевой дорогой. Одновременно войска волокли посуху два малых фрегата.

Цитата(Акимов В.В. @ Sep 19 2011, 14:02)


Вопрос не по адресу. Переадресуйте его Акимову В.В.
Пользователь offline Отправить личное сообщение
Вернуться к началу страницы
Цитировать сообщение
Artur1984
post Sep 19 2011, 16:23
Сообщение #18



Group Icon
Профиль
Группа: Горожане
Сообщений: 2,512
Регистрация: 4-10-2010
Пользователь №: 75,431

Пол: мужской
>Фото Дневник







Цитата(idler @ Sep 19 2011, 16:10)
Вопрос не по адресу. Переадресуйте его Акимову В.В.
*


вопрос именно ему (некоему Касу) - яхты именно у него стали фрегатами. "Малые фрегаты" - это яхты:
Цитата(Xen @ Sep 19 2011, 12:15)
По сей сделанной ими дороге протянуты людьми две яхты до Половецкой пристани
*


Пользователь offline Отправить личное сообщение
Вернуться к началу страницы
Цитировать сообщение
idler
post Sep 19 2011, 16:46
Сообщение #19



Group Icon
Профиль
Группа: Граф
Сообщений: 3,172
Регистрация: 24-04-2010
Пользователь №: 61,762

Пол: мужской
Сообщества: Kлуб "Джентльмен"
>Фото Дневник







Цитата(Artur1984 @ Sep 19 2011, 16:23)
"Малые фрегаты" - это яхты:
*


Яхта - одномачтовое судно. Фрегат - судно имеющее не менее двух мачт.
Цитата
В январе 1702 года Петр повелел заложить в Соломбале два малых фрегата. 24 мая 1702 года фрегаты, получившие названия "Святой Дух" и "Курьер", были спущены [275] на воду в присутствии царя. Из Архангельска фрегаты дошли до пристани Нюхча на Белом море, а там их волоком протащили 160 верст до Онежского озера. Во время штурма Нотебурга эти малые фрегаты стояли на якоре у истока Невы и прикрывали ее северный проток.


http://militera.lib.ru/h/shirokorad1/4_09.html

Налицо наличие в литературе трех вариантов наименований. Ваше обвинение абсурдно.
Согласуйте сначала терминологию.
А лучше - приведите ТТД. Размеры, массу.

Как назвать - да хоть груздём. Если известны ТТД.

Сообщение отредактировал idler - Sep 19 2011, 16:47
Пользователь offline Отправить личное сообщение
Вернуться к началу страницы
Цитировать сообщение
Беовульф
post Sep 19 2011, 16:52
Сообщение #20


Изгнанный за Правду
Group Icon
Профиль
Группа: Граф
Сообщений: 2,924
Регистрация: 25-01-2011
Из: Одесса
Пользователь №: 112,713

Пол: мужской
Сообщества: Kлуб "Джентльмен"
>Фото Дневник







Цитата(Artur1984 @ Sep 19 2011, 14:50)
Началась обычная цензура? ГДЕ ОН (НЕКТО А.КАС) ПРЕДУПРЕЖДАЛ МЕНЯ О ТЫКАНЬЕ? ЕГО (НЕКОЕГО КАСА) ОЧЕРЕДНАЯ ЛОЖЬ?!!!!
*



Я предупреждал. Смотрите правила "Ринга" - пост №1.
Другой "цензуры" здесь нет. Обращайтесь на "Вы" и все.

Цитата(Artur1984 @ Sep 19 2011, 14:50)
А вообще он (некто Кас) - может ли ответить по существу? Что "следов не сохранилось"? Что у него (некоего Каса) яхты превратились во фрегаты? Или он (некто Кас) вытрет мои посты и будет уверять, что я этого не писал?
*



Нет. А. Кас не может модерировать данный раздел. И вообще, я, как арбитр, только один могу в этой теме модерировать, ибо в дискуссии не участвую.

Поэтому, Ваши посты, уважаемый Artur1984, никто вытирать не будет, если они будут соответствовать правилам и теме.


--------------------
Ща разберемся...
Пользователь offline Отправить личное сообщение
Вернуться к началу страницы
Цитировать сообщение

ОтветитьОпции темыСоздать новую тему
2 чел. читают эту тему (гостей: 2, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0
 


Текстовая версия Сейчас: 21st October 2019 - 05:47
hosted by .masterhost Яндекс.Метрика

Другие ресурсы